Консультация: «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников»
Умственное развитие ребёнка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогике.Эффект воздействия обучения ставится в прямую зависимость от его содержания и средств. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные интеллектуальные и практические действия.
«МОДЕЛИРОВАНИЕ» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
В дошкольной педагогике моделирование используют при ознакомлении детей с природой, в процессе развития речи, усвоения элементарных математических представлений, развитии музыкальности детей. Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.
Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Психологи подчёркивают, что ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить. Развитая речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, это является решающим условием для развития его личности. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для обучения детей рассказыванию, что в дальнейшем позволит им успешно учиться в школе.
Значительная часть детей затрудняется в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их логическом оформлении. Одним из эффективных средств решения этой проблемы является применение на занятиях по развитию речи метода моделирования. В основе метода моделирования, разработанного Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком. Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах. Необходимо при этом учитывать, что использование моделей возможно при условии форсированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать.
В младшем возрасте детей необходимо научить запоминать действующих лиц и последовательность действия, пересказывать, поэтому с помощью подробных схем дети пересказывали сказки “Колобок”, “Волк и семеро козлят”, “Кот, петух и лиса” и так далее. Игры на описание предмета (“Какая игрушка”, “Узнай меня”, “Сложи узор”) развивали у малышей умение видеть в различных предметах возможные их заместители и пользоваться ими при пересказе и составлении рассказов описательного и повествовательного типа.
В средней группе дошкольники учились составлять описательные и повествовательные рассказы, пересказывать не только знакомые рассказы (сказки), но и вновь услышанные, опираясь на модель, развивали умение узнавать эпизоды сказки, разыгранные с помощью моделей (заместителей).
В старшем возрасте задачи по развитию связной речи усложняются, в связи с этим и усложняются модели. Они становятся более абстрактными, при этом их функции заранее обсуждаются с детьми. На основе моделей дети не просто передают текст, но и диалог действующих лиц, характеристики персонажей. В этом возрасте необходимо развивать творческую речь. Поэтому следует подбирать игры и задания на развитие воображения.
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ
РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».
Устное народное творчество: сказки, песни, былины, загадки, пословицы. Эти произведения в поэтической форме отражают мечты народа, его нравственные убеждения.
Большое количество сказок и песенок создано народом для детей. Народная сказка всегда была любима детьми: и тогда, когда не было книг, и в наши дни, когда имеется специальная детская
художественная литература. Русский народ создал увлекательные и в то же время простые и художественные по форме сказки. Действие начинается почти с первых слов, сразу заинтересовывает, привлекает внимание. Интересно начавшееся действие развивается быстро, динамично.
Труд как основа жизни человека нашел достаточное отражение в народной сказке для детей. Действие многих сказок проходит на фоне трудовой жизни: «Посадил дед репку...», «Жили-были дед и баба...». Сказка с малых лет воспитывает уважение к труду. Недаром труд всегда награждается, а лень наказывается.
Сказка рисует родную природу, все действия сказки развивается на фоне природы, она как бы сочувствует положительному герою; яблонька, речка укрывают девочку от погони гусей-лебедей, звери и птицы помогают герою преодолевать препятствия. Сказка помогает воспитывать любовь к родному краю, к родной природе. Не только для забавы создавались народные сказки. Они приобщали ребенка к моральной культуре своего народа. В течении многих веков сказка была мудрым воспитанием ребенка. Сказка учит любить добро, труд, ненавидеть зло. В ней прославляется разум, находчивость, отвага. Она дает яркие примеры подлинной дружбы, преодоления препятствия при достижении намеченной цели.
Кроме сказок, народом создано для детей много песенок. Это первое художественное слово, которое слышит ребенок в детстве. Малыш прислушивается к звукам мелодичной колыбельной, которую напеваем ему мать. В народных песенках имеется большое разнообразие ритмов: это или спокойная колыбельная песенка, или веселая потешка, речитативная считалка. Потешки в большинстве случаев связаны с движением, с пляской. Они отличаются бодрым, жизнерадостным ритмом.
Ребенок испытывает удовольствие от ритмических хлопков в ладоши и в то же время упражняется в координировании движений. Песенки, потешки, считалочки, связанные с определенными движениями ребенка, являются как бы дидактическими народными играми для детей.
Народные песенки , так же как и сказка, уточняет представления ребенка об окружающем, незаметно направляют его поведение.
Дети дошкольного возраста любят отгадывать загадки. Развивая мышление, загадка стремилась через свое «поэтическое» окошечко познакомить нас с окружающим миром. О чем загадки? Обо всем, что окружало человека, и о нем самом. Одним словом, загадки представляют собой свод знаний и сведений народа. Загадки бывают нескольких типов: загадки-иносказания - «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста.
Загадки-описания - «Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит» в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета.
Загадки-вопросы - «Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько гусей осталось?» ( Конечно же один — убитый) Самая распространенная форма загадок — описание. Загадки — великолепный материал, с ними мы начинаем знакомиться с раннего детства — в семье, в детском саду...
Произведения устного народного творчества всегда будут пользоваться любовью детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий